Содержание культуры менеджмента

Культура менеджмента - понятие сложное, комплексное и многогранное. Оно зависит от многих факторов, в частности от квалификации управленческих кадров. Отсюда первоочередное задание - учеба работников аппарата управления основным и последним достижением науки менеджмента и смежных с ней общих и отраслевых наук.

Культура менеджмента - комплексная, обобщающая характеристика управленческого труда, который отображает его качественные черты и особенности, охватывает знание, мировоззрение, морально-этические нормы, отношения к труду, умению владеть собой и понимать окружающих.

Овладение культурой менеджмента является необходимым для каждого работника аппарата управления, оно есть его прямой обязанностью, потому что эффективная работа любого подразделения, любой организации, в том числе и сервисной, возможная лишь при высокой культуре его работников.

Культура менеджмента отображает уровень совершенства процесса управления, организации управленческого труда, использования управленческой техники, а также требований к системе управления и к работникам, обусловленным нормами и принципами морали, этики, эстетики, права.

Культура менеджмента в целом позволяет оценить степень соблюдения системой управления тех требований, которые к ней предъявляются. На практике уровень культуры системы управления оценивается по показателям отдельных элементов системы. Сюда относятся показатели, которые характеризуют культуру работников, и особенно руководителей, культуру процессов управления, техники управления, условий труда и тому подобное.

Культура менеджмента базируется на соблюдении в процессе управления многих норм, а именно: моральных, юридических, экономических, организационных, технических, эстетических.

Моральные нормы регулируют поведение человека в сфере нравственности. Моральные нормы закреплены в Конституции Украины. Соблюдение моральных норм в процессе управления является показателем его уровня культуры.

Юридические нормы управления отбиты в государственно-правовых и организационно-правовых нормативных актах. Примером могут быть "Закон о предпринимательстве", уставе предприятия. Уровень культуры менеджмента в значительной степени зависит от степени разработки юридических норм управления и их использования в процессе управления.Экономические нормы управления определяются значения экономических показателей, которые должны быть достигнуты в процессе работы сервисного предприятия. Наличие экономических норм и степень их соблюдения в процессе управления также характеризуют культуру менеджмента.

Организационные нормы определяют структуру сервисного предприятия, состав и порядок деятельности ее структурных подразделений и сотрудников, а также их взаимоотношения и взаимодействие, правила внутреннего распорядка, последовательность и периодичность выполнения разных операций и разных видов деятельности по управлению. В процессе разработки и использования организационных норм должны быть также четко установлены и зафиксированы функциональные обязанности сотрудников, объемы, направления, периодичность и место формирования информации, процессы переработки и использования информации.

Технические нормы устанавливают пропорции между живой и уречевленою трудом, то есть нормы оснащенности подразделений сервисного предприятия, которые выполняют управленческие функции, необходимыми техническими средствами.

Эстетические требования и нормы распространяются как на технические средства и устройства, которые используются в процессе управления, так и на внешнюю среду, которая окружает работников аппарата управления. Учет и реализация требований культуры менеджмента в разнообразной деятельности органов управления позволяют повысить уровень организации управленческого труда, упростить разные управленческие операции и сам процесс управления, улучшить условия труда управленческих работников, обеспечить согласованную и согласованную работу сотрудников аппарата управления, другими словами значительно повысить эффективность труда управленческих работников.

Культура менеджмента включает совокупность элементов, каждый из которых обеспечивает соответствие составных частей процесса управления тем требованиям, что к ним предъявляются. Культура менеджмента включает такие основные элементы: культуру работников управления, культуру процессов управления, культуру условий труда и культуру документации.

Культура управленческого персонала содержит в себе уровень общей культуры сервисного предприятия, знания теории и практики сервисного менеджмента, обладания искусством управления, наличие личных и деловых качеств, необходимых этой категории сотрудников, стиль работы и управления.Культура процессов управления содержит в себе внедрение прогрессивной технологии управления, рациональную организацию управленческого труда и процессов работы сервисного предприятия, его структурных подразделений, комплексную механизацию и автоматизацию процессов управления, культуру общения с сотрудниками и клиентами, культуру телефонных разговоров, проведения совещаний, заседаний, собраний.

Культура условий труда содержит в себе культуру организации рабочих мест, их планирование, техническую оснастку по технологии предоставления услуг, последовательности дополнительных операций - сопроводительных услуг, культуру производственной среды, световой и температурный режим, интерьер, шум, чистоту.

Культура документации включает оформление документации, долговечность документации, удобство пользования документами, надежность и скорость документационного обслуживания. Однако ее общий уровень во многом характеризуется успехом борьбы за экономию времени, так как много времени тратиться на работу именно с документами, потому их язык должен быть предельно простым и лаконичным. Внедрение ДСТУ на украинскую документацию (что планируется в ближайшее время) значительно повысит культуру работы с документами, сократит время их складывания и чтения.

Культура менеджмента является основой стиля управления. Образцом для каждого руководителя является стиль, который соединяет целенаправленность, доверие и уважение к человеку, высокую культуру, четкую организованность, конкретность и оперативность. Однако это не простой набор отдельных элементов культуры управления. Все они тесно взаимоувязаны и взаимозависимые. Причем определяющей среди них является культура работников аппарата управления. Имея высокую культуру, каждый работник будет качественно производить свою работу, то есть поддерживать высокий уровень культуры процесса управления и стремиться совершенствовать организацию своего труда. С культурой управления несовместимые проявления волокиты, безразличия, грубости, бюрократизма, чванства, формализма, отсутствие деловитости, исполнительской дисциплины. В отношениях с подчиненными должно иметь место справедливое, одинаковое отношение ко всем подчиненным, объективная оценка их работы, своевременная похвала за успехи. Наиболее полную оценку действительной культуры менеджера можно определить за стилем его работы. Таким образом, культура работников управляючої системы является важнейшим и определяющим элементом культуры менеджмента.

Повышение культуры менеджмента - важнейшее условие повышения эффективности управления. Совершенствовать культуру менеджмента - значит усиливать внимание ко всем ее элементам. В каждом конкретном случае особенного внимания требуют те или другие стороны культуры менеджмента. Учет элементов культуры менеджмента в разнообразной управленческой деятельности позволяет улучшить организацию управления, упростить и удешевить этот процесс, обеспечить слаженность и четкость работы аппарата управления, повысить трудовую дисциплину на предприятии.

Без соблюдения требований культуры менеджмента практически невозможно реализовать ни одну из рекомендаций, разработанных наукой управления. Совершенствовать культуру менеджмента - значит совершенствовать все ее элементы. В каждом конкретном случае те или другие элементы могут приобретать решающее значение для повышения эффективности управления. Тому, разрешая проблему усовершенствования управления, необходимо проводить детальный комплексный анализ уровня культуры менеджмента с целью выявления тех элементов в культуре и тех направлениях ее усовершенствования, которые могут дать наибольший эффект.

Следовательно, культура менеджмента является важнейшей составной частью управления, которое осуществляет прямое и непосредственное влияние на результаты деятельности сервисного предприятия.